Вторник, 19.03.2024, 12:27
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Социальные сети
понравился сайт порекомендуй его своим друзьям
ВКонтакте
Одноклассники Нравится Мой Мир Нравится FaceBook
Форма входа
География
Счёт
1
2
3 Яндекс.Метрика

Порядок проведения выборочных статистических наблюдений.

 

Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79"О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства" утверждены Правила проведения таких наблюдений.

 

В России частные малые и средние предприятия пока еще играют второстепенную роль, прежде всего в производственной сфере. Создание их большего количества могло бы привести к значительному росту российской экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным  Федеральным законом.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 6 основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 

Следует обратить внимание на цели, провозглашенные в подп. 6 и 8 названной статьи. Обеспечение занятости населения является скорее одной из задач социальной политики России в целом. В рамках же о закона указанная цель должна трактоваться как увеличение доли трудоспособного населения, занятого в сфере малого или среднего бизнеса за счет увеличения количества соответствующих хозяйствующих субъектов и расширения сферы их деятельности. Закон делает акцент на развитие самозанятости, что должно предусматривать оказание помощи гражданам, желающим начать свой бизнес.

 

Одной из целей государственной политики является также увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Здесь необходимо пояснить, что достижение данной цели должно происходить не с помощью повышения налоговых ставок для предпринимателей, а посредством увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, расширения их деятельности, увеличения доходов соответствующих хозяйствующих субъектов.

 

Основные принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации названы в ч. 3 ст. 6 данного закона:

 

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данный принцип раскрывается в ст.ст. 9-11 закона, которые закрепляют перечни полномочий, осуществляемых в данной сфере федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время законодательство устанавливает меры уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности в отношении должностных лиц и отдельных органов власти за совершение правонарушений, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности. Очевидно, данный принцип подчеркивает необходимость внесения в уголовное, административное, гражданское законодательство новых составов правонарушений, предусматривающих адекватные меры юридической ответственности.

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства; Данный принцип раскрывается далее в ст. 13 закона, которая предусматривает создание при органах государственной власти и местного самоуправления координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства. Данный принцип призван не допустить дискриминации субъектов малого и среднего предпринимательства по национальному, расовому, религиозному и иным признакам, а также в зависимости от осуществляемого вида деятельности, места нахождения хозяйствующего субъекта и т.д.

 

Ст. 7данного закона устанавливает перечень мер, которые в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К их числу относятся:

 

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

 

Необходимо подчеркнуть, что данный перечень является открытым, то есть нормативно-правовыми актами РФ могут быть предусмотрены меры, не включенные в него.

 

Следует отметить, что многие из перечисленных в законе мер уже реализуются в отношении субъектов малого предпринимательства.

 

Так, Налоговый кодекс РФ, устанавливая общий режимом налогообложения, предусматривает также возможность применения отдельными хозяйствующими субъектами специальных режимов налогообложения. При этом субъекты малого и среднего предпринимательства широко применяют такие режимы, как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

 

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" малые предприятия, находящиеся на специальном налоговом режиме (УСН), освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

 

Согласно п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. N 67н, субъекты малого предпринимательства, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.

 

Статья 8 закона закрепляет обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, оказывающих поддержку субъектам малого предпринимательства, вести реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки. Следует отметить, что законом не предусматривается ведение общего реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Статья 8 закона обязывает это делать только в отношении субъектов, получающих ту или иную государственную поддержку.

 

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 358 утверждено Положение о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами.

 

Реестр содержит: наименование юридического лица (ФИО – для индивидуального предпринимателя), почтовый адрес, регистрационный номер ОГРН (ОГРНИП,), ИНН, сведения о предоставляемой поддержке.

 

Все сведения, содержащиеся в реестрах, являются открытыми и общедоступными.

Статьи 9-11 закона определяют полномочия соответственно федеральных органов власти, органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

 

Следует отметить, что  организация официального статистического учета субъектов малого и среднего предпринимательства, определение порядка проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

 

Ст. 13 Федерального закона от 06.07.2007 г. N 209-ФЗ впервые закрепляет возможность создания при органах государственной власти и местного самоуправления, координационных или совещательных органы в области развития малого и среднего предпринимательства.

 

Статьи 14-25 определяют общие положения и конкретные формы и методы государственной поддержки в различных областях и видах экономической деятельности. Это касается следующих видов поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в области инноваций и промышленного производства, в области ремесленной деятельности, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, сельскохозяйственную деятельность.

 

Учитывая, что официальная статистическая информация является основным информационным базисом, важно обратить внимание на положении я ст. 19 закона, касающаяся информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 

 

Статья гласит, что оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:

1) о реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

5) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

7) иного характера (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства).

 

Информация является общедоступной и размещается в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции.