Вторник, 19.03.2024, 12:24
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Социальные сети
понравился сайт порекомендуй его своим друзьям
ВКонтакте
Одноклассники Нравится Мой Мир Нравится FaceBook
Форма входа
География
Счёт
1
2
3 Яндекс.Метрика

Этапы  развития малого и среднего предпринимательства в России

 

Рассматривая законодательные акты, регламентирующие деятельность малых предприятий, в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

 

Первым нормативным документом по малому предпринимательству было постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий".

 

В постановлении было отмечено, что «…переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса».

 

Развитие малых предприятий должно способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала. Они позволят расширить сферу приложения труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий. В п. 1 постановления говорилось: "Считать одной из важнейших мер по радикализации экономической реформы формирование экономической среды, обеспечивающей широкое развитие малых предприятий ".

 

Постановление определяло критерии отнесения предприятий к категории малых, порядок создания и основные документы для государственной регистрации, льготы для малого бизнеса по налогообложению, амортизации и др. Результатом данного постановления явилось развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности и их сочетании.

 

Дальнейшее развитие нормативная база малого предпринимательства получила с принятием постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР".

 

В целях обеспечения необходимых организационных экономических и правовых условий развития предпринимательства на территории РСФСР Совет Министров РСФСР постановил:

 

- считать развитие сети малых предприятий в РСФСР одной из важнейших мер по формированию республиканского и местных товарных рынков и поддержке предпринимательской деятельности.

 

- установить, что в соответствии с Законом РСФСР "О собственности в РСФСР" на территории РСФСР могут создаваться и действовать малые предприятия, основывающиеся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений (организаций), а также смешанной форме собственности, которые вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РСФСР и отвечающие целям, предусмотренным уставами таких предприятий.

 

Постановлением было определено, что к малым предприятиям относятся предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", как вновь создаваемые, так и действующие:

в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек;

в науке и научном обслуживании - с численностью работающих до 100 человек;

в других отраслях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек;

в отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до 25 человек;

в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек.

 

Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критерию того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (работ и услуг). Постановлением определено, что малые предприятия пользуются льготами по налогу на прибыль. Важной мерой поддержки развития малого предпринимательства стала возможность производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов. Органам государственной власти было предписано оказывать малым предприятиям и их союзам, ассоциациям и другим объединениям содействие в материально-техническом и информационном обеспечении, передаче, продаже и сдаче в аренду свободных производственных площадей, оборудования, нежилых помещений, законсервированных недостроенных зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства.

 

Данное постановление сыграло огромную роль в  становлении и  развитии малого предпринимательства в стране.

 

Первым Законом в сфере малого предпринимательства является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

 

Данный закон устанавливал два критерия отношения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства: структура уставного капитала и средняя численность работников, дифференцированная для различных отраслей экономики.

 

Под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности, строительстве, транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. (ст. 3 закона).

Под субъектами малого предпринимательства понимались также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица без каких-либо ограничений.

 

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относились к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого являлась наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

 

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определялась с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.